Кризис инвестиционных источников

Недостаток финансовых источников развития оказалось невозможным восполнить за счет привлечения заемных средств.

Во – первых, высокие темпы инфляции и ее непредсказуемый, скачкообразный характер не позволяют определить равновесную цену денег, а следовательно, и проводить эффективное кредитование. Принявшие всеобъемлющий, массовый характер неплатежи еще больше увеличили риски кредитования. Все это способствовало резкому росту стоимости кредита

. Ухудшение соотношения между возросшей процентной ставкой и уровнем рентабельности предприятий в результате снижения последней, сделало долгосрочное кредитование практически недоступным для предприятий. Во – вторых, в значительной степени сузилось кредитное поле

. Собственные средства банков еще недостаточны для проведения долгосрочного кредитования. Использование временно свободных средств предприятий, являющихся основным источником кредитования, оказалось невозможным как в силу их недостаточности, так и нестабильности поступлений. Даже увеличивающиеся сбережения населения не могут служить в качестве долгосрочных кредитных ресурсов, так как носят краткосрочный характер и являются неустойчивым источником. В – третьих, неразвитость вторичного рынка ценных бумаг лишает предприятия и этого источника инвестиций. Население не склонно вкладывать деньги в акции предприятий, да и возможности для таких вложений у него невелики.

В – четвертых, длительность сроков окупаемости из-за высокой капиталоемкости производства, рыночная нестабильность и непредсказуемость самой хозяйственной ситуации начисто лишают предприятия возможностей привлечения банковского капитала.

Наконец, ошибки приватизации и расплывчатость прав собственности, низкая рентабельность и тяжелое налоговое бремя делает иллюзорной и ставку на привлечение иностранных инвесторов.

Отсутствие собственных и недоступность кредитных средств поставили российские предприятия в чрезвычайно тяжелые условия. Сталкиваясь, с одной стороны, с настоятельной необходимостью в структурной перестройке, развитии производственного аппарата и обновления продукции, предприятия, с другой – полностью лишены средств для осуществления этих преобразований. Более того, многие из них оказались перед реальной угрозой технико – экономической деградации производства, так как не обеспечевают из-за нарушения непрерывности кругооборота фондов даже простого воспроизводства.

Следовательно, проблема заключается не в том. Кризисное явления охватили все стадии и фазы индивидуального воспроизводства. Поэтому с полной уверенностью можно говорить о воспроизводственном кризисе на микроуровне экономики. Учитывая зависимый характер индивидуального процесса воспроизводства по отношению к общественному, решение его проблем требует радикальных корректировок в хозяйственной и инвестиционной политике государства.

Заключение

Десятилетие рыночной трансформации позволило странам с переходной экономикой ликвидировать тотальное огосударствление хозяйства, провести широкую приватизацию и создать условия для развития предпринимательства на базе частной и смешанной собственности.

В сфере производства реальные результаты трансформации не вполне отвечали поставленным целям. Предприятия многих отраслей, особенно крупные, плохо адаптировались к условиям рынка, в большинстве оставались экономически неэффективными, сохраняли избыточную занятость, дорогую социальную инфраструктуру. Индустриальные гиганты по – прежнему оставались монополистами на соответствующих сегменты рынка. Тяжелое финансово – экономическое положение большинства крупных предприятий способствовало увеличению взаимной задолженности и привело к невозврату кредитов, невозможности платить налоги и взносы в социальные фонды. Главной причиной продолжающегося трансформационного кризиса предприятий была слабость структурных реформ в экономике.

В переходной экономике, как правило, сохраняется достаточно масштабный государственный сектор, включающий стратегически важные предприятия. Однако предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, подвергаются реорганизации – преобразованию в акционерные общества с соответствующим изменением системы управления, позволяющей отделить функции профессионального менеджмента от контроля собственника. Под государственным контролем остаются также сделки купли – продажи земель сельскохозяйственного назначения. Частный сектор переходной экономики включает предприятия двух типов: частные фирмы на собственной основе, учреждения на средства граждан и негосударственных юридических лиц, а также частные и смешанные компании, образованные путем частичной или полной приватизации государственных предприятий. Тип этих компаний по структуре акционерного капитала и особенностям корпоративного управления зависит от конкретного метода приватизации.

Перейти на страницу: 1 2